Под знаком единства

В Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки состоялась премьера спектакля «Везде один... Свеча на ветру».

АКТЕРЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ РОЛЬ ОТ ИМЕНИ ШЕВЧЕНКО: ДМИТРИЙ САВЧЕНКО И ПЕТР ПАНЧУК (КАЖДЫЙ ПО-СВОЕМУ) ЯВИЛИ ЧЕЛОВЕКА В НЕПРИКРЫТОЙ НАГОТЕ ЕГО ДУШИ. ОН ТРАГИЧЕСКИ ХРУПОК, УЯЗВИМ, ОТКРЫТ ВСЕМ ВЕТРАМ, КАК ЕДВА ТЕПЛЯЩИЙСЯ ОГОНЕК СВЕЧИ... / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

Эту работу весь творческий коллектив посвятил 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Режиссер постановки — художественный руководитель театра Михаил Резникович. В созданной им сценической композиции от имени Кобзаря выступают сразу двое актеров — украино- и русскоязычный (Петр Панчук и Дмитрий Савченко). Этот ход, задуманный задолго до начала политических волнений в стране, оказался очень своевременным и прозвучал со сцены призывом к единству и поиску взаимопонимания.

Путь любого спектакля к сцене, своему зрителю — долог и непрост. Тут и муки творчества, и производственные проблемы... Но чтобы премьера рождалась в атмосфере тревоги, растерянности, отчаяния и страха — такое, согласитесь, нечасто выпадает на долю театра. Страна замирала перед экранами телевизоров и новостными сайтами, активисты выходили на майданы и антимайданы, киевлян пугали терактами и ЧП, чуть ли не под окнами театра раздавались выстрелы... «Гремели орудия», а «Музы не молчали»! Актеры, режиссеры, работники самых разных служб и цехов выполняли свой долг с упорством и решимостью, словно все они давали торжественную присягу на верность общему делу.

Работали на пределе, а потому неудивительно, что за три дня до выпуска «скорая» увезла с репетиции исполнителя одной из главных ролей (Виктора Алдошина). Что делать? Отменять выстраданную премьеру — значило отобрать то последнее, что держало коллектив, не давая впасть в отчаяние. Говорят, в экстремальной обстановке рождаются самые верные решения. Режиссер назначил срочный ввод в уже практически готовый, срепетированный спектакль. Классические «три дня и три ночи» Дмитрий Савченко осваивал материал.

Премьера состоялась... На сцену вышли двое актеров, исполнителей роли Тараса Шевченко: один шагнул на площадку с больничной койки (Петр Панчук), второй вообще бросился в спектакль как в омут с головой (перед премьерой «новенький» Дмитрий Савченко успел поучаствовать всего в одном прогоне). Можно себе представить бурю оваций, вознаградившую всех героев этой истории на премьере. Для работников театра это был поистине «праздник со слезами на глазах».

А для зрителей? Терзаемые «левыми» и «правыми», «своими» и «чужими», они впервые за долгие месяцы политического противостояния в стране услышали очень простой и внятный мессидж — делить нам, в общем-то, нечего. Языковой вопрос — фикция! Украинский и русский языки так органично, естественно переплелись в одном отдельно взятом человеке, неужели на территории площадью 600 тысяч квадратных километров им не ужиться? Новоназначенный министр культуры Евгений Нищук, посетивший премьеру, заметил: «Этот спектакль нужно бы посмотреть жителям Крыма и восточных областей Украины». Впрочем, эта постановка стирает не только языковые границы.

«Везде один...» — сплав отрывков из дневника Тараса Григорьевича, стихов, писем, документальных свидетельств его жизни. Но, вплетая в ткань спектакля поэзию самых разных классиков — от Шекспира до Пастернака, от Беранже до Леси Украинки, режиссер поднял, по сути, частную историю до масштабов притчи и легенды. О том, как при жизни травят тех, кого после смерти возводят в герои, гении и пророки. О тех, кто самой своей «инаковостью» обречен на одиночество.

Именно одиночество — лейтмотив этого спектакля, несмотря на то, что роль Шевченко играют на сцене двое актеров. А может, именно от одиночества и произошло это условное раздвоение? В моменты, когда «В неволі, в самоті немає, Нема з ким серце поєднать. Та сам собі оце шукаю. Когось-то, з ним щоб розмовлять»?

Премьеру сыграли: приглашенный из Театра им. И. Франко Петр Панчук и один из ведущих артистов Театра им. Леси Украинки Дмитрий Савченко. В этом тандеме не только возрастная разница, но и сама природа каждого из артистов наталкивают на мысль: Шевченко-Савченко — человек, едва попавший в ссылку, еще не смирившийся с этой мыслью, а Шевченко-Панчук — словно уже переживший арест, все тяготы и лишения, присущие изгнаннику, унижения солдатской муштры, предательство друзей. Нет, хронологически герои не разведены на «до» и «после», они — два полюса одного и того же человека. Рядовой Шевченко — то оголенный нерв, человек, оглушенный тысячей ударов, напуганный, в его воспаленных глазах — застывшие слезы, ужас и непонимание (Дмитрий Савченко), то скорбное смирение, трезвость философа, наверняка знающего, что «неотвратим конец пути»... Если попробовать вместить образ, сыгранный Петром Панчуком в одну шевченковскую строчку, то это, пожалуй: «Мовчить і гнеться, мов жива, В степу пожовклая трава». Два разных вопроса задают артисты миру. Савченко: «Что происходит?», а Панчук: «За что?»

Этой двухмерностью режиссер создает живого, «объемного» человека, бросающегося от отчаяния к надежде и обратно. Два начала сойдутся в момент триумфа: после десятилетней ссылки Тараса Григорьевича царские власти выпустят на свободу. Дмитрий Савченко будет то ли плакать, то ли смеяться, беззвучно содрогаясь, а Петр Панчук осторожно, дрожащими руками, прикоснется к карандашу, боясь спугнуть свое счастье, и ритм спектакля понесется вскачь. В нетерпеливой спешке, взахлеб заговорит Шевченко-Савченко, боясь сделать малейшую остановку, — жажда человека успеть еще надышаться жизнью. В маниакальной идее героя Петра Панчука непременно жениться на молоденькой — отчаянные попытки удержать ускользающее время, в его нарочитой деловитости — боязнь упустить шанс. Шевченко-Панчук заговорит с воображаемой возлюбленной, держа главную свою ценность — два обручальных кольца, и лицо его озарится нежностью. Словно в этом крохотном колечке здесь и сейчас материализовалась его невеста, словно она — не только полное надежд будущее, но и возможность наверстать упущенное прошлое.

Обе актерские работы в спектакле «Везде один... Свеча на ветру» — серьезная заявка на Шевченковскую премию, и вовсе не потому, что спектакль посвящен великому украинскому поэту и выпущен в юбилей Кобзаря. И Дмитрий Савченко, и Петр Панчук (каждый по-своему) явили человека в неприкрытой наготе его души. Он трагически хрупок, уязвим, открыт всем ветрам, как едва теплящийся огонек свечи.

Тема «Свечи» заявлена не только в подзаголовке спектакля, но и в сценографии (художник — Елена Дробная). Несколько слабых огоньков мерцают на авансцене, придавая таинственный, сакральный, оттенок действию. Все убранство игрового пространства поднято над бытом. Несколько стульев и лабиринт из ширм подчеркивают ощущение пустоты и неприкаянности. В какой-то момент на них появится графика Шевченко, но нехитрая эта конструкция выполняет не только эстетическую функцию. Благодаря системе ширм на сцене происходит своеобразный «монтаж» эпизодов. Участники спектакля мгновенно появляются и исчезают в любой точке сценического пространства, благодаря чему действие в целом становится более динамичным. Неожиданны взрывы цвета и света — контрастно яркие эпизоды воспоминаний, всплывающих в воображении поэта (эпизоды «Гоголь», «Лермонтов» и «Беранже»). Зонги (композитор — Александр Шимко) создают ритмическую стройность спектакля. Они вырываются то как протест, то как негодование. А посріедниками между днем сегодняшним и историческими событиями выступают комментаторы. Они как будто приглашают зрителей заново прикоснуться к классику, чтобы почувствовать тепло человеческой жизни. И им это удается.

Анастасия ГЕРМАНОВА

"День" №64, 8 апреля (2014)

Коментарі:

Аріадна 29.11.2014
До речі, складається також враження, що використання у виставі віршів Лесі Українки - це не стільки вимога сценарію, скільки данина театральному брендові, тобто намагання зайвий раз наголосити на тому, що Театр рос. драми носить ім'я цієї геніальної поетки. Однак у такому разі я б порекомендувала Театру перейменуватися, взявши собі за брендового патрона, скажімо,М.Гоголя... Це більше б відповідало суті епатажних постановок цього Театру!
Аріадна 28.11.2014
Сьогодні подивилася цю виставу про Тараса Шевченка на гастролях Театру російської драми ім. Лесі Українки у Львові. Але моє враження від цієї п'єси далеке від захоплення... Тому я б на місці рецензента Анастасії Германової її б так не апологетизувала, бо не вважаю, що це "серьезная заявка на Шевченковскую премию". Тим більше не радила б так безоглядно її показувати в Криму та на Сході, щоб застерегти публіку від викривленого уявлення про постать Шевченка. Оскільки у виставі подано індивідуальне режисерське бачення генія Шевченка, доволі тенденційне. І власне, сама ідея "роздвоєння" Шевченка (хоч сама ця ідея і є непоганою за своїм задумом), для уявлення про постать генія у виставі створює зворотній ефект - відштовхувальний, внаслідок чого ми отримуємо виставу про Шевченка БЕЗ Шевченка (як би це парадоксально не звучало, оскільки саме зображення постаті Шевченка у баченні режисера є доволі парадоксальним!). Не маю претензій до сценографії вистави (облаштування сценічного простору справді вдале), як і до акторської гри Петра Панчука, який, по суті, витягує на собі всю драму. Однак вставні епізоди, т.б.м. випливаючі з уяви поета, є досить-таки проблематичними...Зокрема сцена "Гоголь" є надмірно епатажною і не відповідає можливостям уяви Шевченка... А ось щодо епізоду "Беранже", спроб прочитати поезію Шевченка в попсово-естрадній манері, то взагалі краще помовчати, щоб не сказати чогось надто різкого... Бо власне через попсово-естрадний стрій ця вистава залишає після її перегляду гіркий присмак кітчевої постановки. А Шевченко і кітч це, вибачте,не те, що потрібно сьогодні сучасному глядачеві, який після вистави не потягнеться за "Кобзарем" чи, тим більше, поетовим "Щоденником", оскільки сама драма не заторкує найтонших струн душі, як цього ми очікуємо від вистави, судячи з її назви. Однак назва виявляється оманливою - глядач не переживає катарсису і виходить із зали цілком байдужим до долі Шевченка, хоч за задумом режисера мало б бути навпаки...Але таке сприйняття не є дивним, оскільки режисер і актори для цього добре постаралися, вірніше - перестаралися у процесі осучаснення постаті Тараса Шевченка!...

Коментувати.

E-mail: Пароль: Реєстрація Забули пароль?

Перед тим як написати коментар, ознайомтесь з правилами сайту.
Увага! Коментарі незареєстрованих користувачів будуть розміщуватися на сайті після перевірки адміністратором.

Ваше ім'я:
protect