Ученье – смех

В Театре имени Леси Украинки премьера - комедия «Д-р» по пьесе Бранислава Нушича в постановке Ирины Барковской и сценографии Елены Дробной. В спектакле заняты два состава – более сорока артистов в возрасте от 5 до 60 лет. Среди них - Сергей Озиряный и Владимир Осадчий, Ольга Когут и Ольга Кульчицкая, Евгений Авдеенко и Артем Емцов… Словом, - созвездие ведущих актеров разных поколений, готовых «смешить зрителя всерьез».

ДИПЛОМНАЯ ЗАБОТА

Будь этот спектакль продуктом киноиндустрии, на афише жирным шрифтом написали бы: «От создателей комедий «№13» и «Слишком женатый таксист». Популярность этих постановок в народе так велика, что все остальное – автор, сюжет, актерский состав для поклонников комедийного жанра вряд ли имел бы значение, аншлаги и так были бы обеспечены. Однако, киношные словечки - «рейтинг», «бренд», «продюсер» и «кассовые сборы» в театральном лексиконе практически отсутствуют. Здесь не принято брать в расчет былые заслуги - надеяться на вчерашний успех, громкие имена, «медийные» лица. Ведь настоящего театрала – «профессионального» зрителя - не проведешь. С каждой новой премьерой его расположение приходится завоевывать заново.

Итак, «Д-р» - одна из лучших пьес Бранислава Нушича. Ее название расшифровывается просто – «Доктор философии». Эту почетную ученую степень главный герой покупает своему оболтусу-сынишке. Как и всякий деловой, предприимчивый человек, Живота Цвийович знает: деньги решают все. А ежели не все, если для решения вопроса понадобятся положение в обществе, уважение, авторитет, определенный имидж – смотри пункт первый и инвестируй капитал разумно.

Как видите, за чуть ли не столетие существования этой комедии, мало что изменилось. Разве что дипломы тогда не продавались на специализированных интернет-сайтах, а то и просто в подземных переходах. Пришлось Животе под именем своего отпрыска – Милорада отправить в университет башковитого, но бедного парнишку. Так и заварилась эта каша, именуемая в театре комедией «квипрокво». В буквальном переводе с латыни qui pro quo – «кто вместо кого». Это вереница недоразумений, возникших в результате подмены кого-то, либо чего-то. Действительно, к середине спектакля уже не разобраться, кто кому невестка, внук, дед, дядька, мама и отец… Ситуацию обостряет опасность разоблачения обмана: фальшивому доктору философии предстоит продемонстрировать свои знания публично…

 

Бокс:

Режиссер-постановщик Ирина Барковская: «Я не делю людей на хороших и плохих»

 - Почему комедию в театре называют самым серьезным и сложным для постановки жанром?

- Если делаешь то, что нравится – работается легко, вне зависимости от жанра. Я люблю ставить комедии. Мне это нравится. Радость жизни для меня – ценность самодостаточная. Но, вы правы - комедию нужно играть максимально серьезно. Комедийные ситуации требуют очень большой меры наивности персонажей и веры в самые невероятные предлагаемые обстоятельства, самые бредовые ситуации. Те, в которые в реальности поверить трудно.

 - Особенно – в наше прагматичное время…

 - Да-да. И когда артист верит по-настоящему, всерьез - зрителю смешно. А если только прикалывается, воображает, играя второй план, то и я, сидя в зрительном зале, верить артисту не буду. Вот посмотрите киноработы Луи де Фюнеса, Пьера Ришара, Чарли Чаплина. Мера наивности – колоссальная. С людьми рассудочными, лишенными этой почти детской веры, комедию ставить сложнее.

 - Сложнее, или невозможно? Комического артиста можно воспитать? Или это - дар от Бога, и лишенным его путь в комедию заказан?

 - Любой талант – дар от Бога, будь то комик или трагик. Если бы роли Луи де Фюнеса достались другому артисту, не обладающему такой мерой комедийного дара, мы увидели бы совсем другие фильмы, правда? Конечно, режиссеру приятно занимать в комедии артистов, обладающих безусловным комедийным дарованием. Но, возможны варианты. Я верю в искусство режиссера!  

 - Комический дар – редкость?

 - Любой дар – вещь эксклюзивная. Талант уровня Луи де Фюнеса – редкость. Но в нашем театре достаточно талантливых артистов. Во всяком случае, мне для «Доктора философии» их хватило.

 - Вот вы говорите, что артист в комедии должен быть наивным. А насколько наивен сегодня зритель? Легко ли его рассмешить?

 - Легко. Если – повторюсь, – артист свято верит во все, что происходит на сцене, если верно выстроена событийно-действенная канва, вскрыта природа чувств комедии (она, естественно, очень отличается от природы чувств драмы или трагедии)… Когда все эти условия соблюдены, зритель (просто по законам природы!) мгновенно вовлекается в ситуацию и реагирует правильно.  

 - Чем привлекла вас пьеса Нушича?

 Меня подкупило то, что каждый персонаж этой пьесы одержим своей страстью, в чем бы она ни выражалась. Ведь человеческие страсти могут быть самыми разными: со знаком «плюс» и со знаком «минус», как в жизни. Все мы разные, как цветы. И нет среди них похожих. Одному для счастья нужно одно, другому – другое. Все герои Нушича мне симпатичны, каждый – своей страстью. В движении человеческой страсти я вижу движение жизни. Жизнь без страсти, без стремления к тому, что любишь, для меня неинтересна.   

 - Как, по-вашему, эта пьеса – социальна?

 - Для меня - нет. Во всяком случае, мне этот пласт неинтересен. Я склонна принимать людей такими, какие они есть. Мы живем в системе относительности, а она предполагает наличие «плюса» и «минуса». В жизни человечества в целом и каждого человека в отдельности есть соотношение того и другого. Нет однозначно плохих и исключительно хороших людей, уверяю вас. Я люблю всех персонажей своего спектакля. Для меня важно, что каждый из них любит то, что делает. Мне нравится Милорад, нравится Велимир, Клара, Славка, Благое, Драга, Сойка и Сима… Мне нравится Живота, купивший диплом. С его жизненной силой, стремлением все иметь, с его непотопляемостью. С его энергией борьбы. Ведь он прав: если мечта есть, она должна реализоваться! Сама энергия, им излучаемая, само движение жизни, – великолепны! Это достойно восхищения. Какой бы путь ни был избран – это Путь, это познание себя, познание того, что истинно, что ложно. Любое качество, любой поступок – это опыт, делающий нас мудрее. Я не делю людей на хороших и плохих. И ставлю о жизни, а не о социальных проблемах. Я не склонна к морализаторству. Все главные персонажи спектакля проходят проверку на любовь. Любовь побеждает все и все расставляет по своим местам. Я ставила спектакль о любви…В конечном итоге в мире существует только любовь, но понять это в движении между «плюсом» и «минусом» непросто. Любовь – это Бог!

 - А как же идея покупки диплома?

 - Это проявление незыблемости закона природы. Ведь что такое - купленный диплом? Это идея, рожденная в уме, но не «проведенная» на теле. То есть, я решил получить ученую степень, но в школу при этом не ходил, университет не окончил, знаний не накопил… Идея не нашла реализации в жизни. Этот диплом – всего лишь бумажка. Потому-то из этого выходят одни только неприятности.

Елена Францева

"Театральное крылечко" №5

Посилання:

Немає коментарів

Коментувати.

E-mail: Пароль: Реєстрація Забули пароль?

Перед тим як написати коментар, ознайомтесь з правилами сайту.
Увага! Коментарі незареєстрованих користувачів будуть розміщуватися на сайті після перевірки адміністратором.

Ваше ім'я:
protect